Готовность ребёнка к школе.
1. Мотивационная готовность. Желание идти в школу, потребность в получении новых знаний. Задайте ребенку несколько вопросов: "Хочешь ли ты идти в школу?", "Что в ней самое важное?", "А что самое интересное?" Ребёнок должен идти в школу потому, что хочет много знать, ожидает, что там будет интересно, а не потому, что мы купим ему за это новую игрушку. Если окажется, что ребенок имеет о школе весьма приблизительное представление, что ему не интересно даже говорить о ней, нужно всерьез задуматься о формировании у него мотивационной готовности. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок сам хотел учиться, а не шёл в школу, потому что этого хочет мама, потому что все дети учатся.
2. Эмоциональная зрелость представляет собой возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание, умение регулировать и контролировать своё поведение. В школе ребёнок встретится с необходимостью делать не то, что хочется, а то, что нужно, и если он не приучен к этому, ему будет трудно привыкать к дисциплине, подчинять свои желания требованиям учителя и интересам класса. Ребёнок должен уметь оценивать свою работу и работу других детей, культурно общаться и взаимодействовать с взрослыми и сверстниками.
3. Социальная зрелость. Потребность в общении со сверстниками, умение строить взаимоотношения в коллективе сверстников, способность выполнять роль ученика в ситуации школьного обучения).
Очень важно развитие социальных умений, таких как умение:
слушать объяснения учителя, понимать инструкцию и следовать ей при выполнении задания.
4. Физиологическая зрелость. Готовность организма ребёнка справляться с нагрузкой в школе. Физическое развитие ребёнка должно соответствовать возрастным нормам.
5. Развитие мелкой моторики руки . Умение ребёнка ориентироваться на листе бумаги, срисовывание несложного узора по клеточкам с образца, рисование узора под диктовку , где уделяется внимание величине, направленности завитков, ритмичности рисования, равномерности и нажима, плавности и аккуратности выполнения).
6. Интеллектуальная готовность, т.е. соответствующий запас знаний и представлений, умение выполнять умственную работу. Готовность ребенка к школе в области умственного развития включает несколько взаимосвязанных сторон. Ребенку, поступающему в первый класс, необходим запас знаний об окружающем мире - о предметах и их свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде и других явлениях общественной жизни, о том, "что такое хорошо и что такое плохо", то есть о моральных нормах поведения. Но важен не столько объем этих знаний, сколько их качество: насколько они правильны и чётки. К 6-7 годам ребенок обычно владеет значительным словарным запасом. Многие дети читают, умеют писать слова и цифры. Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста имеет первостепенное значение, потому что формирует навыки для успешного овладения учебной деятельностью. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее осваивают и запоминают новый материал, более уверены в собственных силах и имеют большее желание учиться.